Экономический размышлизм
Пока во всем мире кризис находится в острой стадии. Рынки то падают без видимых стороннему наблюдателю причин, то подскакивают. В этой лихорадке по началу и не поймешь что к чему. По крайней мере две-три недели в нашей стране предприниматели “сидели на попе ровно”, присматриваясь, что из этого выйдет.
“Сидеть на попе ровно” продолжают, поскольку не ясно пока, как из всего этого дела выбираться. Но хоть какая-то определенность появилась в отношении того, чего ждать.
Сразу скажу, что я ПРИНЦИПИАЛЬНО не называю имен как физических, так и юридических лиц. Не упоминаю потому, что не хочу иметь проблем с судами. Я не газета “КоммерсантЪ”. Мне судиться несподручно. Посему всякие упреки в “анонимности” буду считать отъявленной и злонамеренной демагогией. В конце концов, всякий может полазать по соответствующим сайтам, почитать нужные журналы, мнения экспертов, наконец, просто оглянуться вокруг и посмотреть, что происходит на работе, побеседовать с друзьями и знакомыми, ведущими экономическую деятельность.
I. Банки.
Постепенно месяца через три-четыре выявится пул неустойчивых банков, которые начнут падать один за другим. Причем это будут достаточно крупные банки, ориентированные отнюдь не на выдачу потребительских кредитов. Этот кризис произойдет где-то в феврале – начале марта.
Начнутся проблемы с прохождением платежей. Собственно некоторые банки уже сейчас начали задерживать платежи на два-три дня. Причем некоторые “спецы банковского бизнеса” отказывают в проведении платежей под надуманными предлогами. Так одному моему приятелю не проплатили платежку потому, что в дате платежки после “г.”, обозначающей “год”, не стояла точка. Сейчас приятель озабочен переводом счетов своих ООО из этого банка в другой. Вчера он провел в этом “устойчивом” банке полдня…
II. Рынок труда.
Без сокращений не обойдется. При этом будут сокращать “офисный планктон”. Причем сокращать будут так: согласен на сокращение зарплаты на 40–20 %, останешься, нет – иди гуляй.
При этом сокращения почти не затронут инженерный персонал, в т.ч. проектировщиков. Зарплаты и у них могут припасть, но незначительно.
В каких сферах экономики будут сокращение?
Банки и финансы, ритейл как продуктовый, так и бытовой техники и электроники, недвижимость, туризм, автопродажи.
III. Ритейл продуктовый (сетевой).
Ну, это вообще пестня. Люди, которые почти весь бизнес ведут на заемные средства. Причем это не только кредиты деньгам, это еще и товарные кредиты, поскольку у некоторых “спецов” отсрочка платежа поставщикам доходит до трех-четырех месяцев. Плюс еще большинство сетей навыпускали облигации… Но самое смешное, что они придумали еще такой способ “зарабатывания” денег как “выкладка”.
Думаю, многие кредиторы и поставщики потребуют возврат средств. Что касается держателей облигаций, им можно только посочувствовать.
Впрочем, какие-то из сетей выживут. Те, где руководство более вменяемо.
Разумеется, в этой сфере будет одна из основных волн сокращений кадров.
Что еще про продуктовый ритейл можно сказать? Сократиться ассортимент. Это неизбежно.
И еще. Вследствие снижения доходов вырастет доля в потреблении хлебо-булочных изделий и куриного мяса и сократится доля свинины и говядины и деликатесов. Виски повсеместно будет замещено коньяками российского производства и производства стран СНГ (Украина, Молдавия, Армения).
Вообще цены на продукты немного припадут. Особенно на мясо и на производные из него продукты.
Однако целый ряд продуктов повседневного употребления немного в цене могут и возрасти. Среди них: хлебо-булочные изделия, молоко, вообще простые продукты с небольшим сроком хранения.
IV. Ритейл товаров народного потребления, в т.ч. компьютерный.
Эта сфера припадет в объемах безусловно. Вообще товары длительного пользования будут пользоваться меньшим спросом. Приобретение нового холодильника или телевизора люди будут откладывать “на потом”.
Компьютерный ритейл припадет, но у него есть особенность. Цены в компьютерной рознице, по крайней мере, в Питере и Москве мало отличаются от оптовых, посему падение в компьютерном ритейле будет не таким значительным, как у ритейла бытовой техники.
Говоря вообще о ритейле (продуктовом и ТНП), следует отметить, что эта сфера характеризуется высокой текучкой кадров и наплевательским отношением к своим сотрудникам в торговых залах. Впрочем, знаю одну сеть, где люди держаться за место.
V. Ритейл автомобильный.
Упадет число как продаваемых автомобилей, так и цены на целый ряд марок. Причем ассортиментный ряд марок автомобилей сократится.
Особенно сильно цены упадут на дорогие автомобили. Автомобиль, который простоял в салоне более месяца – убыток автодилеру.
Цены на “престижные” марки автомобилей (“Мерседес, Ауди, БМВ, “крутые” внедорожники) могут упасть на 10–15%. После этого произойдет вымывание определенных моделей. Их просто перестанут продавать или будут продавать на заказ с частичной предоплатой (от этого ушли где-то в 2005 году).
Припадут цены и на менее “крутые тачки”. Типа Тойота Корола, Ниссан Теана, непоступившую еще на российский рынок Опель Инсигниа.
Тут на иномарки начнет постепенно давить Волга Siber. Если качество сборки окажеться хорошим, то этот слегка перелицованный Сейбр начнет пользоваться повышенным спросом. Своеборазный “наш ответ Чемберлену”.
Цены на ходовые автомобили (Форд Фокус, Лада, Рено Логан), если и припадут, то в пределах статистической погрешности. Просто на эти автомобили цена итак не сильно высока. Дилер берет валом продаж. Вот вал продаж точно упадет процентов на десять-пятнадцать.
Дилеры ответят на это сокращением персонала и сокращением зарплаты работникам.
И еще. Исчезнет, или по крайней мере сократится навяливание покупателям дорогих кмплектаций, в том числе с помощью организации липовой двух– трехмесячной очереди на дешевые комплектации. Сократится и стремление навялить “опции” в виде комплекта ковриков по 100 евро и хреново поставленных сигнализаций за 500 евро.
VI. Реальное производство.
В целом не упадет, а вырастет. Хотя в отдельных отраслях может наблюдаться замедление роста и даже спад. Единственная отрасль, которая может пострадать – угледобыча. Но и это под очень большим вопросом.
Вырастет производство продуктов западных брендов (LG, Thomson и т.п.), собираемых России.
Вырастет число, собираемых в России автомобилей.
Вполне возможен запуск полномасштабного производства Maxus в России.
Т.е. реальный сектор потерь почти не понесет.
VII. Недвижимость.
Говоря о недвижимости, следует четко отделять Москву и Питер от остальной страны. Москву – поскольку это очень специфический локальный рынок. Питер – поскольку это рынок, в котором шли в принципе аналогичные процессы, что и в провинции, но значительно более интенсивные из-за наличия большего числа денег.
Не знаю, как в Москве, но про перспективы цен на жилую недвжимость в Питере не знают даже многие гендиректора крупных строительных фирм. Не далее как в вчера, в понедельник общался с гендиректором одной крупной питерской строительной фирмы.
Он прямо говорит – не знаю, куда пойдет рынок. Может и в плюс пойти и в минус.
Я его спросил:
– А какже весь город рекламными щитами одной стройфирмы обвешан: “Скидки на жилье 15%”?
– Так это на СТРОЯЩЕЕСЯ жилье! Не на готовое. Просто этой фирме еще с июля, до всех этих дел с банками срочно потребовались деньги. Они очень хорошо с одним проектом оскандалились. Не факт, что покупатели таких “квартир” вообще увидят свои дома достроенными, или от них не потребуют внести еще процентов тридцать-сорок доплаты от базовой цены квартиры (цены без скидки) при окончании строительства.
Среди покупателей питерского готового жилья, именно готового, а не строящегося, достаточно высока доля инвесторов, т.е. людей, рассматривающих жилую недвижимость не как “машину для жилья”, а как объект вложения свободных средств. Нужно отметить, что эти инвесторы выкупают в основном самые ходовые квартиры – одно– и двухкомнатные.
После череды банковских нестроений, думается, доля инвестиционного жилья в Питере и провинции только возрастет. Доля ипотечного жилья в Питере была незначительной. Фактически ипотека сколь-нибудь заметно стала работать в Питере и, следовательно, оказывать влияние на рынок только с ноября прошлого года…
В Москве, насколько я знаю, доля инвестиционного жилья упала еще в прошлом году ниже 10 %, поэтому уже не оказывает того влияния на рынок, как еще пару-тройку лет назад. Но ислючать того, что инвестиционная привлекательность жилья вновь вырастет нельзя.
Если говорить шире про экономику, то цены на неинвестиционные товары для населения в той или иной степени упадут. Где-то произойдет небольшое импортозамещение.
Сокращение числа рабочих мест затронет в основном сферы, обслуживающие экономику. Произойдет вымывание с рынка “очень умных”, тех, например, кто берет деньги за “выкладку товаров”, кто фактически организует липовые очереди на автомобили.
В целом выиграет провинция. Припадет Москва, отчасти Питер. Питер куда меньше.
И еще. Кризис 1998 года не породил того, что кризис обычно пораждает в любой другой стране – список лиц с “испорченным резюме”. Речь идет прежде всего о менеджерах высшего звена. 1998 год такого списка России не дал. Этот кризис даст.
Первые записи в этом кондуите уже сделаны. Так руководство одной финансовой группы, купленной недавно РЖД за 100 рублей в этот список уже попало.
И последнее. Сколько продлится кризис? Собственно кризиса как такового и не будет. Будет значительное, где-то до 3,5–4 % снижение темпов роста ВВП. Будут кризисные явления. Эти явления, думается, будут смикшированы к началу зимы следующего года, а с весны 2010 года экономика России вполне может вернуться к росту в 6–7 %.
Но тут еще многое зависит и от политической воли, людей “на верху”.
Примерно так.
Комментариев нет:
Отправить комментарий